Ликвидация ООО
Ликвидация ООО является долгим и достаточно сложным процессом, который занимает около четырёх месяцев, но может затянуться на полгода и дольше. Процедура предполагает несколько обязательных этапов, выполнять которые нужно в строгой очерёдности
Этап 1: Принятие решения о ликвидации
Учредители компании должны провести собрание участников ООО, в ходе которого следует принять решение о ликвидации предприятия, а также выбрать и утвердить состав ликвидационной комиссии и её председателя. Также необходимо определить порядок и длительность ликвидационной процедуры (максимальный срок – 12 месяцев). Все решения, принятые в ходе собрания участников ООО, должны быть отражены в протоколе.
В случае, когда учредителем ООО выступает один человек – решения принимаются единолично. Вместо ликвидационной комиссии единственный собственник компании назначает ликвидатора, вместо протокола общего собрания – принятое решение оформляется решением учредителя.
Этап 2: Уведомление ФНС
После принятия решения о ликвидации компании необходимо уведомить о данном факте налоговую инспекцию, в которой было зарегистрировано ООО, подав заверенное у нотариуса заявление по форме Р15001, а также протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя.
На подачу документов в налоговый орган отводится 3 дня с момента принятия решения. При несоблюдении сроков могут быть наложены штрафные санкции в размере 5 тыс. руб.
Пакет документов можно подать лично или отправить по почте ценным письмом. Также возможна подача документов через МФЦ (необходимо уточнить заранее, принимает ли конкретный центр документы о ликвидации или нет) и в электронном виде через портал Госуслуг.
В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговый орган обязан выдать справку о внесении в ЕГЮРЛ записи о том, что ООО находится в процессе ликвидации. С этого момента вступает в силу запрет на изменение учредительной документации компании, а также на участие ООО в составе других организаций.
Этап 3: Уведомление кредиторов и публикация информации в СМИ
Информация о начале ликвидационной процедуры должна быть размещена компанией в журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении необходимо указать порядок и сроки заявления требований кредиторами. Срок, в течение которого кредиторы ООО имеют право требовать погашения задолженности, должен составлять не менее двух месяцев.
Кредиторам следует направить письменное уведомление о предстоящей ликвидации компании, составленное в свободной форме. Сроки направления писем кредиторам не регламентированы, однако извещать контрагентов рекомендуется сразу после публикации объявления в СМИ. Письма лучше всего отправлять с объявленной ценностью и описью вложений, которая при необходимости может быть использована в качестве подтверждения факта уведомления кредиторов.
Этап 4: уведомление сотрудников компании об увольнении и извещение службы занятости
Всем работникам компании необходимо сообщить о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца до ликвидации. Уведомление составляется в письменном виде и вручается работникам под роспись. Основанием для увольнения персонала является инициатива работодателя в связи с прекращением деятельности предприятия (п.1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ).
Также не позднее, чем за 2 месяца до увольнения работников требуется подать уведомление в службу занятости, в котором раскрываются данные по каждому сотруднику предприятия. При этом, если увольнение носит массовый характер, подача сведений должна быть выполнена не менее чем за 3 месяца. Массовым обычно считается увольнение, если одновременно лишаются работы 15 человек и более. Однако, критерии массовости не являются едиными, так как регионы имеют право устанавливать свои правила. Поэтому, чтобы избежать проблем, следует заранее уточнить вопрос в местной службе занятости.
Увольнение сотрудников производится по истечении двух (или трёх) месяцев после вручения уведомлений. При увольнении выдается выходной пособие, а также компенсация за неиспользованный отпуск. Также за сотрудниками сохраняется среднемесячный заработок на период поиска новой работы, но не более, чем на 2 месяца.
Этап 5: Подготовка и сдача в налоговый орган промежуточного ликвидационного баланса
По прошествии как минимум двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации ООО в СМИ необходимо подготовить и утвердить на собрании учредителей промежуточный ликвидационный баланс, который составляют по тем же требованиям, что и обычную бухгалтерскую отчётность по форме № 1.
Этот утверждённый учредителями ликвидационный баланс подают в налоговый орган вместе с уведомлением по форме Р15001, которое предварительно заверяют у нотариуса. К документам рекомендуется приложить подтверждение публикации объявления о ликвидации компании в СМИ, а также протокол общего собрания учредителей, на котором был утверждён ликвидационный баланс, или решение единственного учредителя об его утверждении.
Этап 6: Проведение расчётов с кредиторами
Оплата задолженности осуществляется в очерёдности, которая прописана в Гражданском кодексе РФ:
- с гражданами, которым причинён моральный ущерб или ущерб жизни и здоровью;
- с сотрудниками по выплате заработной платы и выходного пособия;
- налоги, страховые взносы, пени, штрафы;
- прочая задолженность.
Если имеющихся у предприятия денежных средств недостаточно для погашения долгов в полном объёме, имущественные активы ООО должны быть проданы на торгах. Если вырученных от продажи средств недостаточно – открывается процедура банкротства.
Этап 7: Подготовка окончательного ликвидационного баланса
После проведения расчётов с работниками, государством и кредиторами составляется, а затем утверждается окончательный ликвидационный баланс. Отчётный документ сдается в налоговый орган.
Этап 8: Сдача налоговой отчётности и отчётности по уволенным сотрудникам
После того, как ликвидационный баланс пройдёт утверждение учредителями, следует сдать отчётность по уволенным работникам:
- в ПФР отчёты СЗВ-Стаж и СЗВ-М;
- в налоговую расчёт по страховым взносам;
- в фонд социального страхования отчёт 4-ФСС.
Также необходимо сдать налоговую отчётность:
- декларацию по УСН или ЕНВД;
- декларации 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
Этап 9: Подача документов на ликвидацию ООО в налоговый орган
После того, как ликвидационный баланс будет утверждён, учредители ООО имеют право разделить между собой оставшиеся имущественные активы. После этого в налоговый орган подается пакет документов на закрытие ООО, включающий:
- заверенное нотариально заявление по форме Р16001;
- ликвидационный бухгалтерский баланс;
- квитанцию об оплате государственной пошлины (при подаче документов в электронном виде госпошлина не взимается).
Если вы стремитесь, чтобы процесс ликвидации ООО прошёл без задержек и неурядиц, а также не желаете тратить время на оформление документов и хождение по инстанциям, обращайтесь! Мы имеем большой опыт в данной сфере и обеспечим быструю ликвидацию ООО. Наши юристы предоставят квалифицированную консультацию, помогут оформить все необходимые документы, обеспечат их подачу в соответствующие органы и подскажут очерёдность погашения задолженности перед кредиторами. Обращайтесь к нам, и ликвидация ООО займёт минимум времени.
- проведём правовой анализ компании на предмет необходимости проведения данной процедуры и предоставим соответствующие рекомендации;
- подготовим необходимый пакет документов;
- направим документы в соответствующие госорганы.
Какие документы могут понадобиться
- Решение/протокол об избрании ликвидатора (добровольная ликвидация)
- Решение суда (принудительная ликвидация)
- Иные документы (в процессе оказания услуги)
Схема нашей работы
-
Встреча
Определение необходимого объёма юридической помощи
-
Оценка
Расчёт стоимости услуг с учётом индивидуальной потребности и поставленой задачи
-
Договор
Подписание договора юридического сопровождения
-
Работа
Исполнение поставленных задач, отчёт о проделанной работе
-
Оплата
Получение вознаграждения по истечении отчётного периода