Представительство при проверках УЭБиПК МВД
Давление контролирующих органов на бизнес в последнее время только возрастает. Несмотря на поручения Президента РФ снизить контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса и значительно сократить число различных проверок, тем не менее – по закону различные государственные структуры имеют право на проведении как плановых, так и внеплановых проверок деятельности организаций
Избежать неблагоприятных последствий вмешательства в дела компании представителей госструктур, в том числе Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) возможно посредством защиты интересов проверяемого со стороны квалифицированных юристов.
Проверка УЭБиПК: главное, которые стоит знать
Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».
В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции») полиция обязана в том числе осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12).
При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).
Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.
В свою очередь, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части 1 статьи 7). При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6).
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 части 1 статьи 15). За исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль (статьи 21 и 22).
Предметом проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), будет являться соблюдение обязательных требований, если в их отношении предусмотрен государственный контроль (надзор).
При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия положения федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Однако, при проведении проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ на сотрудников полиции будут распространяться все установленные данным Федеральным законом требования и ограничения.
Допуск проверяющих в организацию санкционирован только при выполнении трёх условий:
- соответствие лица, прибывшего с проверкой, информации в приказе, что устанавливается при сверке приказа и предъявленного служебного удостоверения;
- вручение заверенной копии приказа о проверке руководителю организации;
- проведение проверки при личном присутствии руководителя или официального представителя предприятия.
Полномочия сотрудников УЭБиПК МВД
Все действия сотрудников МВД находятся в чёткой регламентации Федеральными законами РФ: «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Эти законодательные акты дают сотрудникам Управления экономической безопасности право проведения следующих мероприятий:
- осмотр служебных помещений, в том числе складских;
- изучение документации о ведении финансовой и хозяйственной деятельности с требованием предоставления в пятидневный срок заверенных копий запрашиваемых документов;
- досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и владельцев транспортного средства, в исключительных ситуациях – без его присутствия;
- изъятие образцов продукции, товаров, сырья для дальнейших экспертиз, но только с составлением протокола об изъятии;
- требование о предоставлении данных, которые могут содержать указания на признаки и состав преступления;
- требование о проведения ревизии деятельности организации в срок, не превышающий 30 дней;
- выявление хранения бесхозного имущества и установление его принадлежности.
Типичный сценарий работы сотрудников УЭБиПК
Органы внутренних дел работают по единым принятым внутри госструктуры схемам, знание которых позволяет предвосхищать дальнейшие шаги проверки и направлять ее в нужное для организации русло.
Сценарий работы оперативников в общих чертах может быть представлен в виде следующего алгоритма:
- Приход сотрудников ОБЭП в офис с целью осмотра помещений и изъятия документации. Противостоять оперативникам в доступе в помещения организации достаточно сложно как по закону, так и психологически. Незнание законов и нормативных актов вынуждает многих собственников бизнеса добровольно отдавать сотрудникам МВД то, что они не имеют права требовать по закону.
- Психологическое давление на руководителя организации. Принятая форма работы сотрудников МВД заключается в деморализации коллектива и руководства компании с целью быстрого и беспрепятственного получения всех необходимых данных. Нахождение в этот момент в организации грамотного юриста, знающего тонкости ведения проверок, позволяет аккуратно и тактично в рамках закона сдерживать натиск госструктуры и вести проверку в рамках закона.
- Изъятие и проверка документов. Приход сотрудников «в форме», как правило, связан с имеющейся в органах информации о каких-либо возможных нарушениях закона, в том числе – со стороны контрагентов и компаньонов организации.
- Проверка имущества организации, легальности установленного на ПК программного обеспечения.
- Оперативная работа с главным бухгалтером предприятия. Предложение «сдать» руководителя и добровольно предоставить данные о серых схемах и нарушениях в обмен на снижение срока наказания за сотрудничество с органами.
- Изъятие документов и ПК, требование в 3-дневный срок предоставить недостающие документы в отдел УЭБиПК.
- При подозрении в совершении уголовного преступления разрешено задержание подозреваемого на срок до 48 часов.
Не всегда внеплановые проверки УЭБиПК – это работа по сигналу от недовольных клиентов. Не редко таким образом конкуренты пытаются устранить с рынка организации, которые не желают «играть» по их правилам.
Представительство при проверках УЭБиПК МВД
Наличие в организации в момент прихода сотрудников МВД грамотного юриста является в большинстве случаев залогом законного течения и скорого прекращения проверки. Знание тонкостей закона, устанавливающего правила ведения экономических проверок, позволяет предугадывать действия сотрудников и предотвращать злоупотребления с их стороны служебным положением и психологическим давлением.
Мы имеем опыт работы в госструктурах и изнутри знакомы со схемами работы УЭБиПК. Рекомендуем обращаться за юридической поддержкой при первых сигналах о том, что деятельностью компании интересуются проверяющие органы. Это даёт время на ознакомление с документацией организации и выработку наиболее правильного стиля поведения с сотрудниками государственных органов.
Схема нашей работы
-
Встреча
Определение необходимого объёма юридической помощи
-
Оценка
Расчёт стоимости услуг с учётом индивидуальной потребности и поставленой задачи
-
Договор
Подписание договора юридического сопровождения
-
Работа
Исполнение поставленных задач, отчёт о проделанной работе
-
Оплата
Получение вознаграждения по истечении отчётного периода